Влияние кредитно-модульной системы на повышение мотивации студентов к учебе - Социологический факультет - Научные записки ХИЭСЗ - Конференция - Харьковский институт Экологии и Cоциальной защиты
Харьковский гуманитарно - экологический институт
Главная » Статьи » Научные записки ХИЭСЗ » Социологический факультет

Влияние кредитно-модульной системы на повышение мотивации студентов к учебе

Емельянов К.Ю.

Влияние кредитно-модульной системы на мотивацию студентов к учебе.

 

Испокон веков, во всех цивилизованных странах мира, высшее образование ценилось очень высоко. Родители, которые имели возможность, пытались отдавать своих детей на обучение, к примеру, в такие крупные учебные заведения, как Гарвард или Оксфорд, либо менее престижные университеты и институты. Ведь все понимали, что высшее образование – это ключ к успеху.

В Советском Союзе, и в дальнейшем, в независимой Украине, высшее образование также высоко котируется. Ведь именно люди, закончившие ВУЗ, поступают на хорошие руководящие должности, делают научные открытия и изобретения, всячески способствуют повышению статуса нашей страны в глазах всего мира.

Но в нашем государстве до ближайшего времени доминировала традиционная система преподавания и оценивания знаний студентов. В этой системе преобладала лекционная форма  занятий, а самостоятельной работе студентов уделялось недостаточное, на мой взгляд, внимание.

Также подмечен существенный недостаток традиционной системы преподавания – не всегда точная корреляция оценок, полученных за лекции с итоговой оценкой, полученной на экзамене. Вследствие этого, в последнее время стал угасать интерес студентов к учебе. Студент понимал, что может не посещать лекции, главное, чтобы его допустили к сессии. А перед экзаменом можно и ночь не спать, вызубрить материал и успешно ответить на вопросы билета. Поэтому многие студенты просто не хотят ходить на занятия, а если и приходят на них, то совершенно не участвуют в учебном процессе. в среде молодежи даже сложилась поговорка: - «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год». Но благодаря такому отношению к учебе вызубренные за одну ночь знания быстро улетучиваются, не подкрепляемые практикой. А ведь цель обучения в вузе – научить студента учиться, замотивировать его учебной деятельностью.

Все знают, что достаточно большое количество студентов ВУЗов пошли в данные учебные заведения не по свому желанию, а по указанию родителей, в большинстве случаев и оплачивающих обучение своих детей. Именно это, а также указанный мной выше недостаток традиционной системы, приводят к снижению качества получаемых знаний за счет отсутствия стимула к занятиям у студентов.

На экзаменах также присутствует элемент неопределенности – ведь студент может знать только малую часть всего курса и ему достанется именно тот билет, ответ на который ему известен, либо наоборот, студент полностью готов, но не совсем знает небольшую часть материала, и именно по ней ему достаются вопросы. Вследствие этого итоговая оценка за экзамен не всегда валидна по отношению к уровню знаний студента.

На вышеописанные факторы в немалой мере влияет то, что первостепенным методом преподавания во многих учебных заведениях является именно лекция, а не самостоятельная работа студентов.

Хотя достоверно известно, что лекция обеспечивает лишь 1-й уровень умственной деятельности, узнавание, и 1-й уровень знаний, знания-знакомства, а самостоятельная работа студентов  гарантирует, как минимум 2-й уровень умственной деятельности, воспроизведение, и второй уровень знаний, знания-копии.

Ведь именно самостоятельная работа студентов может решить следующие задачи, такие как:

·        Совершенствование навыков и умений;

·        Обобщение и повторение пройденного материала;

·        Применение полученных знаний, их пополнение и расширение.

Именно все вышеперечисленные мной недостатки призвана устранить новая, прогрессивная кредитно-модульная система обучения.

Мы не будем рассматривать в полной мере, что она из себя представляет, это всем и так известно. Давайте посмотрим только на то, как эта система может влиять на повышение стимула к учебе у студентов.

Как нам известно, при кредитно-модульной системе баллы начисляются за все виды работ, вплоть до посещения лекций.

В том числе, необходимое количество баллов идет за правильно выполненные индивидуальные задания, самостоятельную работу, графическую работу и прочее. Причем все эти баллы суммируются и  идут в общий рейтинг студента по дисциплине.

Также студентам и преподавателям известно, что за общую семестровую работу начисляется до 65% балов из ста, а на итоговый зачет или экзамен отводится только 35%.

То есть, если студент недостаточно хорошо ответил на экзамене и получил недостаточное для него количество баллов, то тут свою роль играют те баллы, которые он получил в течение семестра.

Поэтому граммотный студент понимает, что ему необходимо посещать все лекции, и индивидуальные занятия, работать на них, делать самостоятельные и научные работы, потому что именно баллы за них могут помочь ему получить хорошую оценку на экзамене. Я уже и не говорю о том, что студент с достаточным количеством баллов может вообще быть освобожден от сдачи экзамена, что является само по себе довольно сильным стимулом к эффективной учебе.

Таким образом, мы убиваем сразу двух зайцев: получаем заинтересованных в учебе студентов, которые занимаются самостоятельно, согласно своему индивидуальному плану, и в результате усваивают знания гораздо эффективнее, а также в значительной мере устраняется фактор недостаточной валидности оценки на экзамене относительно реального уровня знаний студентов. Ведь оценка за итоговый контроль не является решающей, туда прибавляются и суммарные баллы, полученные за все виды работ в течение семестра.

Не нужно забывать о таком немаловажном моменте, как совместимость учебных программ,  аттестационных баллов и уровня знаний, полученных в учебных заведениях Украины с аналогичными в европейских ВУЗах. То есть происходит значительная интеграция Украинской системы высшего образования с европейской.

Конечно же, как и всякое кардинальное нововведение, внедрение кредитно-модульной системы столкнулось с консерватизмом некоторого количества преподавателей, которые не могут или не хотят переходить на этот тип преподавания.  Но как и любая прогрессивная реформа, кредитно-модульная система обучения достойно займет свое место в системе украинских высших учебных заведений.

Вследствие вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:

Кредитно-модульная система обучения действительно прогрессивная и позволяет устранить многие недостатки традиционной системы.

Только она может помочь реально улучшить качество подготовки студентов и повысить у них интерес к учебе. Благодаря этому, мы будем готовить грамотных специалистов.

 

 

Библиография.

1.       Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

2.       Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н\Д: «Феникс», 2000. – 416 с.

3.       Актуальные проблемы самостоятельной деятельности студентов. Саратов: СПИ, 1987. – 215 с.

Категория: Социологический факультет | Добавил: ekost (28.11.2007) | Автор: Емельянов Константин Юрьевич
Просмотров: 4587 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]